21 апр. 1785 г. были изданы две грамоты: «Грамота на права, вольности и преимущества благородного дворянства» и «Жалованная грамота городам».
Обе грамоты регулировали законодательство о правах и обязанностях сословий.
Жалованная грамота дворянству:
- Подтверждались уже существующие права.
- дворянство освобождалось от подушной подати
- от расквартирования войсковых частей и команд
- от телесных наказаний
- от обязательной службы
- подтверждено право неограниченного распоряжения имением
- право владеть домами в городах
- право заводить в имениях предприятия и заниматься торговлей
- право собственности на недра земли
- право иметь свои сословные учреждения
- изменилось наименование 1-ого сословия: не «дворянство», а «благородное дворянство».
- запрещалось производить конфискацию имений дворян за уголовные преступления; имения надлежало передавать законным наследникам.
- дворяне имеют исключительное право собственности на землю, но в «Грамоте» не говорится ни слова о монопольном праве иметь крепостных.
- украинские старшины уравнивались в правах с русскими дворянами.
- дворянин, не имевший офицерского чина, лишался избирательного права.
- занимать выборные должности могли только дворяне, чей доход от имений превышает 100 руб.
Грамота на права и выгоды городам Российской империи:
- подтверждено право верхушки купечества не платить подушной подати.
- замена рекрутской повинности денежным взносом.
Разделение городского населения на 6 разрядов:
- дворяне, чиновники и духовенство («настоящие городские обыватели») — могут иметь в городах дома и землю, не занимаясь торговлей.
- купцы всех трех гильдий (низший размер капитала для купцов 3-й гильдии — 1000 руб.)
- ремесленники, записанные в цехи.
- иностранные и иногородние купцы.
- именитые граждане — купцы располагавшие капиталом свыше 50 тыс. руб., богатые банкиры (не менее 100 тыс. руб.), а также городская интеллигенция: архитекторы, живописцы, композиторы, ученые.
- посадские, которые «промыслом, рукоделием и работою кормятся» (не имеющие недвижимой собственности в городе).
Представителей 3-его и 6-ого разрядов называли «мещанами» (слово пришло из польского языка через Украину и Белоруссию, обозначало первоначально «жителя города» или «горожанина», от слова «место» — город и «местечко» — городок).
Купцы 1 и 2-й гильдии и именитые граждане были освобождены от телесных наказаний. Представителям 3-его поколения именитых граждан разрешалось возбуждать ходатайство о присвоении дворянства.
Крепостное крестьянство:
- Указ 1763 г. возлагал содержание войсковых команд, присланных на подавление крестьянских выступлений, на самих крестьян.
- По указу 1765 г. за открытое неповиновение помещик мог отправить крестьянина не только в ссылку, но и на каторгу, причем срок каторжных работ устанавливался им самим; помещикам представлялось и право в любое время вернуть сосланного с каторги.
- Указ 1767 г. запрещал крестьянам жаловаться на своего барина; ослушникам грозила ссылка в Нерчинск (но обращаться в суд они могли),
- Крестьяне не могли принимать присягу, брать откупа и подряды.
- Широких размеров достигла торговля крестьянами: их продавали на рынках, в объявлениях на страницах газет; их проигрывали в карты, обменивали, дарили, насильно женили.
- Указ от 3 мая 1783 г. запрещал крестьянам Левобережной Украины и Слободской Украины переходить от одного владельца к другому.
Распространенное представление о раздаче Екатериной государственных крестьян помещикам, как ныне доказано, является мифом [18] (для раздачи использовались крестьяне с земель приобретенных при разделах Польши, а также дворцовые крестьяне). Зона крепостничества при Екатерине распространилась на Украину. Вместе с тем, было облегчено положение монастырских крестьян, которые были переведены в ведение Коллегии экономии вместе с землями. Все их повинности заменялись денежным оброком, что представляло крестьянам больше самостоятельности и развивало их хозяйственную инициативу. В результате прекратились волнения монастырских крестьян.
Духовенство лишилось автономного существования вследствие секуляризации церковных земель (1764), дававших возможность существования без помощи государства и независимо от него. После реформы духовенство стало зависимо от финансировавшего его государства.